Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина имеет большую и примечательную историю, связанную с именем своего основателя – Аркадия Райкина и продолженную его преемником Константином Райкиным.

История театра началась в 1939 году. С тех пор в большом отрезке времени оказались заключены творческие судьбы двух разных коллективов: Театра миниатюр и сменившего его театра «Сатирикон». На первый взгляд в разных названиях театра отражается произошедшая в нем перемена, но здесь заложена глубокая преемственность.

Ленинградский театр миниатюр, получивший всесоюзную известность как театр Аркадия Райкина, имел свой оригинальный, остросовременный репертуар, постоянный актерский состав и бесспорного лидера. Уникальная личность Аркадия Исааковича Райкина и яркость небольшой «передвижной» труппы Театра миниатюр определили их неповторимое место в мировой театральной культуре.
«Сатириконом» коллектив стал называться с 1987 года – рубежного в жизни театра. Этому предшествовал переход в 1981 году Константина Аркадьевича Райкина, успешного артиста московского «Современника», в Театр миниатюр под руководством отца. Вскоре Театр миниатюр переехал из Ленинграда в Москву, в его труппу влилась большая группа молодежи. Рядом с Аркадием Райкиным «взрастал» еще один лидер – Константин Райкин.

В качестве постоянной площадки в Москве театр получил здание кинотеатра. Его перестройка и реконструкция заняла несколько лет, и лишь в 1987 году на новой московской театральной сцене был сыгран первый спектакль «Сатирикона». А вскоре, в декабре 1987-го, ушел из жизни Аркадий Исаакович… Художественное руководство театром принял его сын.

Тем не менее, выстраивая свой, новый театр, подбирая для него драматургический материал, разрабатывая техники работы с артистами, Константин Райкин не отказывался от своего театрального «наследства». Способность к импровизации, эстетика гротеска, готовность к трюкам, техника трансформации и, самое главное, страсть к непрерывной театральной работе, истовому совершенствованию театрального мастерства – таковы черты облика современного «Сатирикона».